Высокотехнологичное оборудование и технологии для спортивной и восстановительной медицины, медицинской реабилитации и фитнеса.

Теннис

В исследованиях приняли участие 12 мужчин и 3 женщины, из них МСМК — 1, МС — 3, КМС — 4, I разряд — 7. На первом этапе исследований определялась эффективность упражнений с применением направленной продольной вибрации. Спортсменам было предложено выполнить тренировочную серию по методу СБА, состоящую из 12 занятий комплексной направленности (развитие гибкости, взрывной силы мышц ног, абсолютной силы мышц кисти, силовой выносливости мышц плечевого пояса).

Результаты исследований приведены в таблице 4.1. Как видно из таблицы, высота прыжка вверх у мужчин увеличилась на 12% (рис. 4.1), сила мышц правой кисти — на 10%, силовая выносливость мышц плечевого пояса — на 17% (рис. 4.2), активная гибкость в тазобедренных суставах правой и левой ног — на 12% (рис. 4.3, 4.4), подвижность в плечевых суставах в вертикальной плоскости — на 17%, гибкость позвоночного столба — на 200%. Подвижность в плечевых суставах в горизонтальной плоскости измеряется в сантиметрах между запястьями, поэтому, чем ниже значение, тем лучше результат. У мужчин показатель прироста составил −3%, таким образом, подвижность улучшилась на 3%.

У женщин изменения этих показателей были следующими. Высота прыжка вверх возросла на 9%, сила мышц кисти — на 5%, силовая выносливость мышц плечевого пояса и рук — на 6%, активная гибкость в тазобедренных суставах правой и левой ног возросла на 6%, подвижность в плечевых суставах в вертикальной плоскости — на 13%, гибкость позвоночного столба — на 83%. Уменьшение подвижности в плечевых суставах в горизонтальной плоскости на 4% также следует считать положительным изменением.

Рис. 4.1. Динамика результатов в прыжке вверх у представителей тенниса

Рис. 4.2. Динамика результатов в сгибании и разгибании рук в упоре лежа
у представителей тенниса

Рис. 4.3. Динамика активной гибкости в тазобедренных суставах
(левая нога) у представителей тенниса

Рис. 4.4. Динамика активной гибкости в тазобедренных суставах
(правая нога) у представителей тенниса

Таблица 4.1

Показатели уровня развития скоростных качеств теннисистов до ( I ) и после ( II )

применения методики СБА (12 тренировочных занятий)

Спортсмен

Пол

Полных лет

Квали-фикация

Прыжок вверх, см

Сила мышц кисти и предплечья, кг

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, кол-во раз

Активная гибкость, см

Пассивная гибкость, см

в тазобедренных суставах

плеча
верти-кальная

плеча
горизон-тальная

правая нога

левая нога

наклон

вперед

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

 

м

22

МСМК

52

59

55

62

32

35

91

94

88

93

41

50

48

88

2

6

 

м

16

МС

49

56

48

55

22

31

96

101

95

103

47

61

87

84

0

0

 

м

15

МС

42

48

42

46

24

27

84

88

79

82

38

42

62

60

-10

-4

 

м

18

МС

56

60

50

59

31

34

104

106

108

110

31

39

101

90

6

9

 

м

14

КМС

44

52

36

42

32

38

84

100

69

99

41

45

72

66

18

20

 

м

15

КМС

48

59

50

54

36

37

88

92

90

96

36

46

80

72

3

12

 

м

15

I

41

43

46

46

16

24

92

113

96

102

22

30

81

76

12

16

 

м

15

I

40

42

32

36

18

23

67

72

68

74

36

38

62

60

3

5

 

м

12

I

28

34

39

39

10

12

66

72

58

77

48

46

52

41

1

1

 

м

13

I

26

29

25

25

17

28

56

76

58

73

39

44

70

63

-2

4

 

м

12

I

31

38

33

34

16

18

58

69

52

61

30

34

61

58

-4

2

х

41

46

41

45

23

27

78

87

76

86

37

42

69

67

2

6

Прирост среднего показателя, %

12

10

17

12

12

17

-3

200

 

ж

13

КМС

32

39

21

22

18

 

82

88

88

92

36

39

51

48

8

12

 

ж

16

КМС

36

38

24

26

19

21

71

74

79

83

32

34

61

56

5

7

 

ж

9

I

32

32

20

20

15

16

57

61

68

73

28

36

35

36

6

14

х

33

36

22

23

17

19

70

74

78

83

32

36

49

47

6

11

Прирост среднего показателя, %

9

5

6

6

6

13

-4

83

Примечание:

I — первое тестирование (до выполнения серии стимуляционных занятий)

II — второе тестирование (после выполнения серии стимуляционных занятий)