Высокотехнологичное оборудование и технологии для спортивной и восстановительной медицины, медицинской реабилитации и фитнеса.

Исследования эффективности программ ДВТ у пловцов высокой квалификации

Разработка программы СБА для тренировки пловцов проходила в определенной последовательности в 2 этапа. Исследования проводились в предсоревновательном периоде. Всего было выполнено 8 стимуляционных занятий в течение 9 дней. Занятия носили комплексный характер, причем 4 стимуляции были направлены на увеличение силы мышц ног и подвижности в тазобедренных суставах, а другие 4 стимуляции — на увеличение силы мышц рук, отвечающих за гребковое движение. Целевые тренировочные занятия для рук и ног чередовались. Для контроля над динамикой развития физических качеств были использованы показатели активной гибкости в тазобедренных суставах при сгибании бедра, показатели подвижности в плечевых суставах в горизонтальной плоскости, активной гибкости позвоночного столба (при разгибании в вертикальной плоскости из исходного положения лежа на груди, ноги фиксированы), а также показатели силы тяги на суше. Через 3 дня после окончания стимуляций были выполнены измерения, результаты которых изложены в таблице 5.3.

Таблица 5.3. Изменения показателей физической подготовленности высококвалифицированных пловцов до и после применения метода СБА

Испытуемый

Подвижность в
тазобедренных 
суставах, см

Подвижность
в плечевых суставах, см

Сила тяги
на суше, кг

левая
 нога

правая
 нога

вертикальная
 плоскость

горизонтальная
 плоскость

прирост, %

прирост, %

прирост, %

прирост, %

прирост, %

1

6

2

27

-62

68

2

13

5

40

-25

25

3

11

14

11

-67

40

4

25

15

2

-12

18

5

15

18

36

-82

32

6

11

9

29

-73

64

7

6

7

13

-73

25

8

7

12

6

-13

22

9

8

16

9

-60

26

Ниже приводится одна из программ СБА, которая была разработана для выведения мастера спорта О.К., специализирующегося в плавании способом брасс на уровень МСМК по показателям силовых и скоростно-силовых качеств. Выполнение поставленной цели было осложнено тем, что спортсмен некоторое время не имел возможности полноценно тренироваться, а время отводимое для подготовки к главному старту было ограничено. Поэтому одной из главных проблем было повышение эффективности силовых тренировок на суше. При этом имелось в виду, что за счет экономии времени, проводимого в зале, можно увеличить время, отводимое для специальной работы в воде. После проведения тестов, определяющих исходный уровень развития качеств и сравнения их с модельными характеристиками был сделан следующий вывод: спортсмен по большинству показателей находится на уровне мастера спорта. Для выхода на уровень МСМК необходимо, как минимум, увеличить силу тяги на суше до 58 кг, силу тяги в воде «в координации» — до 33-36 кг, поднять коэффициент использования силовых возможностей до 0,650-0,700. При планировании тренировки на суше предполагалось использование традиционных устройств — «скользящей тележки» и тренажера Х.Мертенса, поскольку в силовой подготовке пловцов должно соблюдаться очень важное условие — преодолевать максимальное сопротивление в упражнениях на суше в темпе основной соревновательной дистанции или превышать его. Один из путей увеличения эффективности занятий, направленных на развитие максимальной силы на суше — это параллельное сочетание упражнений на «скользящей тележке» с упражнениями на преодоление умеренных сопротивлений в максимальном темпе. Это одно из условий последующего проявления силы и темпа в соревновательной деятельности пловцов. СБА при этом планировалось использовать как средство потенцирования. В целом схема силовой подготовки и утилизация к условиям соревновательного упражнения выглядела следующим образом:

1 этап — тренировка с помощью метода СБА. Потенцирование мышц плечевого пояса, рук и ног.

2 этап — фаза «утилизации». Выполнение упражнений при возросшем уровне силы на «скользящей тележке» в сочетании с упражнениями на преодоление умеренных сопротивлений в максимальном темпе. На этом этапе спортсмен практически не занимается развитием силы и силовой выносливости, а лишь адаптирует достигнутый с помощью СБА уровень силы к структуре соревновательного движения в условиях суши.

Период подготовки к основному старту составлял 25 микроциклов. При этом первую «базовую серию» СБА (8 стимуляций планировалось провести в 1-2 микроциклах общеподготовительного периода с суммарной затратой времени не более 3-х часов. Вторая серия СБА (4-5 стимуляций) должна была состояться в 11 микроцикле (первый микроцикл специально-подготовительного периода) и третья серия, состоящая из 2-х занятий планировалась на первый микроцикл соревновательного периода. Первая базовая серия СБА должна была выполняться в полном объеме. Результатом ее применения должно было быть достижение силовых показателей, соответствующих уровню показателей МСМК. Запланированное количество стимуляций во второй и третьей серии носило предположительный характер. Соответствующие корректировки, каса-ющиеся количества занятий СБА и их направленности должны были производиться после выполнения этапных тестирований. Эффект программы можно оценить по тому факту, что при традиционном подходе с помощью «скользящей тележки» на наклонной скамье можно добиться существенного увеличения максимальной силы основных работающих мышечных групп за три месяца (!). При использовании СБА этот процесс уменьшается во времени до 8-12 дней. При этом следует подчеркнуть, что заключение о преимуществе любого подхода к построению тренировочного процесса необходимо делать, опираясь на сдвиги не столько в уровне максимального показателя силы, сколько на показатели прироста, отражающие его специфическое проявление в виде коэффициента использования силовых возможностей пловцов [109]. Динамика показателя КИСВ относительно исходного уровня была такова:

1 тест — 25 декабря (исходный уровень) .......... ...............................0,566

2 тест — 12 января (после 1 базовой серии СБА).................................0,616

3 тест — 20 января.......................................................................0,635

4 тест — 2 февраля.......................................................................0,694

Аналогичная динамика была присуща показателям тяговых усилий в воде, показанных спортсменом при плавании в полной координации (исходный уровень — 30,8кг, 4-й тест — 36,7 кг), а так же отдельно с помощью рук (исходный уровень −13,5 кг, 4-й тест −16,2 кг) и ног ( соответственно 15 кг и 18,4 кг). Анализируя эти показатели можно отметить, что после применения первой базовой серии потенцирования происходила постепенная утилизация нового качественного состояния к условиям водной среды. Весьма важным, на наш взгляд, является и чисто психологический эффект СБА, который проявляется в субъективной оценке спортсменом своего состояния. После первых же стимуляционных сетов спортсмен почувствовал повышение общего тонуса организма, которое он выразил словами: «Я почувствовал, что стал сильнее, возникло желание тренироваться». Интересно, что похожие высказывания мы слышали практически от представителей всех циклических видов спорта. К примеру, биатлонисты молодежного состава Национальной команды Белоруссии после второй стимуляции отметили появление ощущения «легкой врабатываемости» и исчезновения чувства «тяжести» в ногах. Чрезвычайно интересные наблюдения за динамикой собственных субъективных ощущений были сделаны прыгунами на лыжах с трамплина: после первых же стимуляций они «внутренне» ощутили, что сила мышц ног растет, хотя реально увеличение силы было зарегистрировано только после двух последующих занятий.

В другом исследовании группе пловцов высокой квалификации была предложена серийная программа СБА, которая была проведена в два этапа. Ниже приводится типичная тренировка комплексного характера, которую выполняли кандидаты в национальную команду по плаванию на подготовительном этапе тренировки (июнь-август). В целом тренировочные занятия этого блока состояли из двух частей. В первой части спортсмены выполняли тренировку направленную на общее потенцирование мышц рук и ног. Вторая же часть включала комплексную тренировку мышц рук, плечевого пояса и ног с использованием специальных упражнений в структуре соревновательных движений и специальных тренировочных устройств (комплекс-ная стимуляция мышц ног и рук, направленная на увеличение как силы, так и подвижности в суставах). В данном конкретном случае при планировании использования СБА на общеподготовительном этапе подготовительного периода, (при довольно большом объеме тренировочной работы) ставилась задача быстрого развития физических качеств в рамках общефизической подготовки с широким применением ординарных упражнений СБА. Надо отметить, что в современной спортивной тренировке общая подготовленность связывается не с разносторонним развитием вообще, а с совершенствованием качеств и способностей, оказывающих, в конечном итоге определенное влияние на уровень спортивных достижений. Специальная подготовленность характеризуется уровнем развития физических качеств, возможностей органов и функциональных систем, определяющих достижения в избранном виде спорта.

1 часть — «общепотенцирующая».

1 серия (понедельник). Потенцирование мышц рук.

1. Разминочный сет: развитие подвижности в тазобедренных суставах, стимуляция мышц задней и внутренней поверхностей бедра: растягивания в продольном и поперечном направлениях по 2 мин. На каждую группу мышц.

Примечание: этот сет СБА является стандартным. С выполнения этих упражнений начинаются любые тренировочные занятия.

2. О.П.У. (ординарные): разгибания рук из положения упор лежа на груди — 3 подхода, каждый из которых выполняется до утомления. Интервалы отдыха до 3-х минут, которые заполняются упражнениями направленными на развитие подвижности в голеностопных суставах: для специализирующихся в плавании брассом — «сед брассиста» и тыльное сгибание стопы, для пловцов других специализаций — «сед кролиста» в разных вариантах.

3. О.П.У. (ординарные): подтягивания на «виброкольцах» из положения виса — 3 подхода, каждый из которых выполняется до утомления. Трехминутные интервалы отдыха заполняются восстановительными упражнениями, направленными на растягивание больших грудных мышц с использованием стандартных устройств.

4. Заключительная часть. Упражнения, направленные на развитие подвижности в плечевых суставах. Выполняется на тренажере «виброкольца».

Общее время вибрационных воздействий: 18 мин.

2серия (вторник). Потенцирование мышц ног.

1. Разминочный сет.

2. О.П.У. (ординарные). 2 подхода приседаний. Первый подход с приведенными бедрами, второй — с отведенными. Трехминутная пауза отдыха между подходами заполняется упражнениями, направленными на развитие подвижности в голеностопных суставах (по специализациям — «сед брассиста», «сед кролиста», др. варианты).

3. О.П.У. (ординарные). 2 подхода приседаний. Выполняются те же упражнения, что и во 2-м сете.

4. Восстановительный сет. Выполняются упражнения на растягивание четырехглавых мышц бедра — по 1 мин. для каждой ноги.

5. Заключительная часть. Упражнение, направленное на развитие подвижности в плечевых суставах — «выкрут» на «виброкольцах». Время стимуляции 45 сек.

Общее время вибровоздействий: 16 мин.

3 серия (среда).Потенцирование мышц рук.

1. Разминочный сет.

2. О.П.У. (ординарные). Разгибание рук в упоре в висе стоя (с опорой руками о виброплатформы). 3 подхода, каждый из которых выполняется до утомления. Трехминутные паузы отдыха заполняются упражнениями, направленными на развитие подвижности в голеностопных суставах в соответствии со специализацией.

3. О.П.У. (ординарные). Подтягивания на «виброкольцах» из положения в висе. Выполняются 3 подхода с заполнением пауз отдыха упражнениями, направленными на развитие подвижности в плечевых суставах в горизонтальной и сагиттальной плоскостях.

4. С.П.У. (ординарные). Приведения плеч при их опоре о виброплатформы. Выполняются 3 подхода. В паузах отдыха выполняются 40-секундные «выкруты» на «виброкольцах».

Общее время вибровоздействий: 20 мин.

4 серия (четверг). Потенцирование мышц ног.

1.Разминочный сет.

2. О.П.У. (усиленные). Два подхода приседаний. Первый подход — с приведенными бедрами и сжиманием эспандера, второй подход — для спортсменов, специализирующихся в плавании способом брасс: разгибательные движения из исходного положения «сед брассиста» с выведением таза вперед и надавливанием на эспандер, удерживаемый между коленями. В паузах отдыха выполняются упражнения, направленные на развитие подвижности в голеностопных суставах в соответствии со специализацией.

3. Упражнения, направленные на развитие подвижности в плечевых суставах в сагиттальной плоскости с использованием стандартных вибрационных устройств.

4. О.П.У. (усиленные) Два подхода приседаний с растягиванием наколенного амортизатора.

5. Восстановительный сет: выполнение упражнения, направленного на растягивание четырехглавых мышц бедра. Время стимуляции — 1 мин.

Общее время вибровоздействий: 20 мин.

В серию стимуляций дополнительно могут включаться упражнения, направленные на укрепление мышц живота. После первой части СБА следует отдых. Первая серия второй части проводится в среду.

2 часть — «специальнопотенцирующая».

5 серия (среда). Потенцирование мышц рук.

1.Разминочный сет.

2. С.П.У. (ординарные). Имитация первой фазы гребкового движения («захват») с использованием виброустройства в комбинации со «скользящей тележкой». Выполняются 3 подхода с трехминутными паузами отдыха.

3. Восстановительный сет. Выполнение гимнастического «выкрута» на вибрационных кольцах в течение 1 мин.

4. С.П.У. (ординарные). Имитация второй части гребкового движения с использованием «скользящей тележки». Выполняются 3 подхода с отдыхом 3 мин.

5. Восстановительный сет. Выполнение гимнастических «выкрутов» в течение 1 мин.

6. С.П.У. (ординарные). Имитация заключительной части гребкового движения (отталкивание) как при плавании кролем на груди, на спине и баттерфляем. Выполняются 3 подхода с 3-х минутными паузами отдыха. Спортсмены, специализирующиеся в плавании способом брасс выполняют специальные упражнения на вибрационных кольцах: подтягивания при исходном положении с разведенными плечами и окончанием движения с их сведением.

7. Упражнение, направленное на развитие подвижности в плечевых суставах в горизонтальной и сагиттальной плоскостях (2 подхода по 1 мин.).

Общее время вибровоздействий: 18 мин.

6 серия(четверг).Потенцирование мышц ног.

1. Разминочный сет.

2. С.П.У. (усиленные). Для спортсменов, специализирующихся в плавании брассом. Из исходного положения «сед брассиста»:

1 подход — акцентированные с усилением движения, имитирующие начальную фазу гребкового движения ногами.

2 подход — акцентированные с усилением движения, имитирующие заключительную фазу гребкового движения ногами.

3-4 подходы повторяют первые два. Отдых между подходами составляет 3 мин. с выполнением восстановительных упражнений.

Для спортсменов, специализирующихся в плавании кролем на груди, на спине, баттерфляем.

1подход — усиленные упражнения имитирующие движения ногами (стимуляция прямым способом).

2 подход — усиленные упражнения при стимуляции мышц ног в структуре гребковых движений ногами непрямым способом.

3 и 4 подходы являются повторением 1 и 2 подходов. Паузы отдыха 3 минуты с выполнением восстановительных стимуляций.

5 и 6 подходы являются общими для пловцов всех специализаций и направлены на развитие взрывной силы мышц ног. Выполняются полуприседы (верхняя часть амплитуды) с акцентированием до утомления, после чего спортсмены должны выполнить 4-6 выпрыгиваний с максимальными усилиями. При этом надо обращать внимание на то, что исходное положение ног перед этими движениями характеризуется углом сгибания в коленных суставах 130-140 град.

Общее время вибровоздействия: 22мин.

7 и 8 серии (пятница ,суббота). Потенцирование соответственно мышц рук и ног. Выполняются те же упражнения, что и в 5-6 сериях. Усиление стимуляционных воздействий происходит в соответствии с формулой СПУ — усиленные, с моделированием уступающего и уступающе-преодолевающего режима работы мышц. На таблице 6.4 приведены результаты тестирования пловцов до и после серии стимуляций.

Таблица 5.4. Изменения показателей физической подготовленности до и после применения метода СБА у высококвалифицированных пловцов в первом тренировочном блоке (количество стимуляций — 8)

исп

Подвижность в тазобедренном суставе, см

Подвижность в плечевых суставах, см

Сила тяги

на суше, кг

Вертикальная

плоскость

Горизонтальная

плоскость

Левая нога

Правая нога

до

после

прирост

до

после

прирост

до

после

прирост

до

после

прирост

до

после

прирост

   

%

   

%

   

%

   

%

   

%

1

97

103

6,1

100

98

-2

60

76

26,6

81

50

62

19

32

68

2

90

102

13,3

97

102

5,1

30

42

40

60

48

25

24

30

25

3

100

111

11

95

108

13,6

65

72

10,7

63

59

6,7

35

49

40

4

94

108

14,9

97

114

17,5

50

68

36

102

56

82

34

45

32,3

5

101

112

10,8

101

110

8,9

35

45

28,6

109

63

73

33

54

63,6

6

101

107

6

97

104

7,2

71

80

12,7

104

60

73,3

31

39

25

7

104

111

6,7

107

113

12

64

68

6,3

59

68

−13,3

23

28

21,7

8

113

122

8

102

116

15,7

46

42

-9

70

75

-6

38

48

26,3

В апреле 1998 года, на этапе предсоревновательной подготовки была проведена вторая серия из 6 стимуляционных занятий. В группу вошли пловцы, для которых эта серия была повторной (группа А) и спортсмены, которые использовали СБА в своих тренировках впервые (группа Б). Ударная развивающая серия стимуляций, аналогичная той, что применялась на подготовительном этапе (август 1997) была включена в план подготовки при прохождении спортсменами ударного базово-предсоревновательного микроцикла, который характеризовался, как «очень тяжелый». Все занятия проводились сразу после первой (утренней) тренировки в воде. При анализе результатов анкетирования выяснилось, что субъективное восприятие этой нагрузки спортсменами было как «чрезвычайно тяжелой». Исходное (фоновое) тестирование показало, что в группе А показатели активной гибкости в плечевых суставах, как в сагиттальной, так и в горизонтальной плоскости за прошедшие после первого блока стимуляций полгода остались на уровне, который был достигнут в результате применения этой серии либо незначительно снизились. Мы считаем, что этот уровень гибкости можно принять за «предельно высокий» для названных спортсменов, так как в ходе первой серии некоторые спортсмены улучшили показатели на 60%-70% (то есть «резервы гибкости» были полностью реализованы). При проведении второй серии стимуляций положительные сдвиги произошли в основном у спортсменов, чьи показатели за прошедший период имели тенденцию к снижению. В итоге это отставание в гибкости было ликвидировано и она достигла величин, показанных после первой серии. Эта тенденция у спортсменов группы А оказалась верной и в отношении активной гибкости в тазобедренных суставах. У спортсменов группы Б показатели активной гибкости в плечевых суставах возросли на 15%-20%, а в тазобедренных на 6%-10%. По-видимому процесс реализации «резерва гибкости» у этих спортсменов, впервые подвергнувшихся стимуляции, протекал в соответствии с имеющимися представлениями о закономерностях развития этого качества под воздействием СБА, даже несмотря на довлеющее чувство утомления. Интересные результаты были получены после проведения теста по общефизической подготовленности и силовой выносливости, который заключался в выполнении спортсменами строго определенного числа оговоренных движений (4 круга по 5 упражнений в каждом) с фиксацией затраченного на выполнение этого задания времени — в среднем 3 минуты 50 секунд, что указывало на низкий уровень развития физической подготовленности на данном этапе тренировки. После серии стимуляций все без исключения спортсмены весьма значительно (на 30-40 с) улучшили свои показатели. Результаты тестирования зафиксировали тот факт, что благодаря применению метода СБА, в течение нескольких дней уровень развития исследуемых качеств повысился настолько, что стал соответствовать оценкам «хорошо» и «отлично». Результаты тестирования силы тяги на суше дали картину весьма схожую с той, которая была выявлена при исследованиях гибкости, но имела свои особенности: так оказалось, что за прошедшие полгода сила тяги на суше регрессировала у всех спортсменов группы А в среднем на 20% от уровня, достигнутого в ходе первой серии стимуляции. В результате второй серии стимуляции это снижение было ликвидировано, однако дальнейшего увеличения (за исключением одного спортсмена, превысившего достигнутый в первой серии уровень еще на 15%) не произошло. В группе Б сила тяги на суше имела тенденцию к незначительному увеличению (2,5%). Коэффициент использования силовых возможностей (КИСВ), который отражает степень утилизации достигнутого уровня силы при выполнении соревновательных упражнений у всех спортсменов снизился. Анализ полученных результатов говорит, что применять «ударные развивающие серии» СБА в целях раскрытия и увеличения силовых резервов целесообразней в подготовительном периоде, на фоне более мягких плавательных нагрузок. В дальнейшем для поддержания достигнутого максимального уровня силы достаточно эпизодического использования метода СБА . Ударные развивающие серии, при применении на специально — подготовительном этапе должны планироваться в восстановительных микроциклах, которые характеризуются средней нагрузкой.

Серии стимуляций для развития гибкости, подвижности в суставах могут вводиться в тренировочный процесс на любом из этапов подготовки, поскольку, кроме основной задачи — раскрытия резервов гибкости, их применение напрямую связано с интенсификацией восстановительных процессов.

Особый интерес вызывают многие аспекты силовой подготовки в спортивном плавании. Рост спортивных результатов в плавании прямо зависит от мощности гребковых движений в рабочих фазах соревновательных упражнений, от эффективности усилий при выполнении стартов и поворотов. Для пловцов важна сила в любых ее проявлениях, поэтому одним из важнейших компонентов тренировки пловцов высокой квалификации является силовая подготовка на суше. Она широко применяется для создания запаса силы, что в итоге позволяет увеличить мощность гребковых движений во время проплывания соревновательной дистанции. Влияние максимальной силы в сочетании с высокой скоростью мышечных сокращений особенно велико для достижения высоких результатов на дистанциях 50, 100 и 200 метров. Не менее важна для пловцов взрывная сила (способность развивать максимальные мышечные усилия в минимальное время), высокий уровень развития которой необходим для эффективной реализации усилий во время выполнения старта и поворотов на дистанции. Силовая выносливость позволяет спортсмену противостоять утомлению при выполнении гребковых движений руками и ногами. Силовая выносливость во многом определяет результативность при проплывании практически всех дистанций от 100 до 1500 метров, но при этом мощность работы спринтеров в два раза выше, чем у пловцов на 1500 метров.

В этой связи, говоря о спортивном плавании, мы традиционно имеем в виду длительную циклическую работу при которой скорость сокращения мышц, как дополнительный фактор, определяется способностью сохранять (поддерживать) требуемую величину и быстроту развития напряжения на различных дистанциях.

Одним из важных факторов улучшения спортивных результатов в плавании является повышение скоростно-силовой подготовленности спортсменов в годичном цикле тренировок, направленных на максимальное увеличение (с точки зрения приближения к соответствующим модельным характеристикам) силовых и скоростно-силовых показателей. В процессе силовой подготовки все изменения, происходящие на функциональном, морфологическом и биохимическом уровнях, носят избирательно направленный характер, адекватный тем требованиям, которые предъявляются к организму условиями конкретной спортивной деятельности. Успешная реализация этого вида спортивных движений происходит благодаря работе мышц в специфическом режиме, который, в свою очередь, определяет направление и размеры морфофункциональной специализации. Поэтому большая часть тренировки по СФП должна содержать упражнения, носящие специфический (по режиму работы мышц) характер. Воздействуя на системы организма определенным комплексом нагрузок в течение определенного времени, мы можем вызывать соответствующие, строго специфичные изменения в нужном направлении.

Специализация силовой подготовки на суше осуществляется прежде всего за счет включения в программу физической подготовки упражнений сходных с плавательными движениями, но имеющих повышенное, по сравнению с плаванием, сопротивление. Однако через некоторое время организм спортсмена к предложенной нагрузке приспосабливается. Происходит адаптация, которая завершается в момент вхождения в спортивную форму. Для дальнейшего роста спортивных достижений необходимо снова перестраивать организм, используя новые более эффективные средства и методы тренировки. В связи с этим главной задачей СФП прежде всего является интенсификация режима работы мышц и, тем самым, активация всех физиологических систем функционально обеспечивающих мышечную деятельность.

Традиционные методы развития силовых качеств в плавании разработаны в настоящее время достаточно детально. Хорошо известно, как можно эффективно повысить уровень абсолютной и взрывной силы, намного улучшить силовую выносливость. Казалось бы все просто — силовая тренировка на суше должна привести к росту силовых качеств, что позволит повысить мощность гребковых движений и скорость плавания. Однако на практике это далеко не всегда так просто. Нередки случаи, когда значительный прирост силовых качеств, полученный в результате занятий силовыми упражнениями на суше не только не приводит к ожидаемому увеличению скорости плавания, но, напротив, какое-то время отрицательно влияет на тренировочные и соревновательные результаты спортсмена. Это можно объяснить тем, что при переходе к интенсивной работе силового характера ухудшаются многие важные показатели техники плавания, в частности такие важные и специальные для пловца, как «чувство воды». Резко снижается способность спортсмена использовать (утилизировать) имеющиеся силовые возможности. То есть суть проблемы состоит в том, что мы достаточно хорошо знаем, как развивать силу на суше, но не всегда умеем использовать эту силу в воде. В связи с этим С.М. Вайцеховский (1976, 1985) подчеркивает, что утилизация силовых возможностей — ключевая проблема в методике подготовки пловцов на ближайшие годы. Однако точка зрения, в соответствии с которой считается, что вопросы силовой подготовки на суше исчерпаны и проблема состоит лишь в утилизации силы применительно к водной среде может быть подвергнута сомнению. Появление новых методов влияющих на развитие физических качеств, в том числе и СБА, вносит существенные коррективы в сам процесс развития этих качеств. Возникают новые реалии — время, затрачиваемое на решение задач по развитию силы и гибкости значительно сокращается, а эффективность каждого занятия возрастает. Разрушается традиционный, стереотипный взгляд на структуру силовой подготовки пловца, базировавшийся на многолетних наблюдениях, которые показывали, что способность использовать приобретенные силовые возможности изменяется в соответствии с фазами, имеющими собственные временные границы.

Принято выделять «фазу сниженной утилизации», «приспособительную фазу» и «фазу параллельного развития». Две первые фазы могут занимать в тренировочном процессе период времени до 8 недель. При этом спортсмен ухудшает тренировочные результаты, как говорят «не плывет», ни в спринте, ни в серийном интервальном плавании, быстрее устает на тренировках и медленнее восстанавливается. У спортсменов нарушается «чувство воды» и даже может обнаружиться нарушения координации, выражающееся в рассогласовании элементов техники плавания. Только к началу третьей фазы («параллельного развития») прирост силы и силовой выносливости, полученной в процессе предыдущих занятий на суше, начинает заметно сказываться на результатах плавания. Иначе говоря, параллельно с развитием силы соответственно возрастают и результаты, что свидетельствует о способности спортсмена использовать свои силовые возможности лучше, чем в первых двух фазах. Посмотрим на это положение вещей в силовой подготовке пловцов с другой точки зрения: в течение 8-10 недель от начала интенсивной силовой работы спортсмены находятся в таком состоянии, которое так или иначе отрицательным образом сказывается на тренировках, проводимых в воде. Тем не менее, известные подходы к развитию абсолютной силы требуют большого объема тренировочной работы на суше. Специалисты отмечают, что для улучшения личных достижений мастеров спорта международного класса необходимо затратить от 1000 до 1200 тренировочных часов, где силовой подготовке на суше с использованием средств, направленных прежде всего на развитие специальных силовых способностей, гибкости и подвижности в суставах отводится от 290 до 325 часов. При этом существенное увеличение максимальной силы основных работающих мышц с помощью тренировки на «скользящей тележке» происходит за три (!) месяца. Но, даже несмотря на столь значительные затраты времени и усилий, перенос силы с суши на воду остается камнем преткновения и эффективных путей решения этого «ребуса» не видно, поскольку сила пловца отличается специфичностью и совершенствуется главным образом при тренировке в воде. В настоящее время при выборе средств силовой подготовки пловцов опираются на принцип «динамического соответствия», сформулированный еще в конце 60-х годов. Этот принцип положен в основу работы многих специальных тренировочных устройств для плавания с тем, чтобы максимально приблизить силовую работу на суше к силовой работе в воде по характеру нервно-мышечной иннервации. Однако такое приближение во многом все-таки остается условным, так как во-первых — многочисленная афферентная импульсация, поступающая в ЦНС от различных органов и систем организма спортсмена при выполнении имитационных упражнений на суше будет отлична от той, которая возникает в условиях плавания, а во-вторых — нельзя сбрасывать со счетов наличие явления, известного как «интерференция». В данном случае это означает, что наличие возмущающих воздействий дополнительного навыка в тренировке пловцов на суше значительно снижает надежность и производительность движений спортсменов в воде [77]. Видимо проблема эффективного переноса силы по схеме «суша-вода» в настоящее время остается на прежнем качественном уровне. Иными словами, в настоящее время решение вопросов силовой подготовки пловцов, пройдя более чем 40-летний период своего развития, завершено на определенном качественном этапе для которого характерно:

  • детальная разработка программ развития силы на суше;
  • нерешенность в принципиальном смысле проблемы переноса силы «с суши на воду».

Здесь вполне резонно возникают вопросы: как долго будет сохраняться такое положение вещей и в каком направлении возможно движение по пути оптимизации силовой подготовки спортсменов-пловцов. С нашей точки зрения С.М.Вайцеховский еще в середине 80-х годов, заглянув в будущее, дал ответ на эти вопросы отметив, что: «правильное определение темпов необходимого (индивидуального) прироста силовых качеств и правильный подбор средств, методов и упражнений могут значительно улучшить соотношение фаз, укоротить первую и вторую фазы, то есть привести к более эффективному использованию спортсменом имеющихся силовых возможностей».

В связи с такой постановкой вопроса логично обратиться к проблеме оптимизации силовой подготовки пловцов на суше, но по пути отличному от уже существующих: обратить внимание на методы, которые способны в десятки раз сократить время и, соответственно энергетические затраты, расходуемые на силовую подготовку, но одновременно с этим достигать максимального развития силы и силовой выносливости мышц, участвующих в соревновательном движении. Высвободившееся же время целесообразней потратить на утилизацию возросших силовых возможностей к условиям соревновательных упражнений в воде, чем на многонедельные тренировки в состоянии далеком от оптимального. Главная проблема силовой подготовки состоит в том, чтобы фаза сниженной утилизации была возможно короче. При этом тренер должен решить следующие задачи:

 

  1. выбрать оптимальный темп прироста силовых качеств, чтобы с одной стороны избежать разрыва между силой и техникой при быстром развитии силы, а с другой стороны избежать излишних потерь времени при медленном ее развитии.
  2. найти оптимальные средства и методы, обеспечивающие прирост силовых качеств с наименьшей затратой времени и энергии.

 

Результаты наших исследований убедительно показали, что таким методом является СБА. При этом необходимо подчеркнуть, что этот метод в структуре силовой подготовки спортсменов различных специализаций и видов спорта рассматривается нами в первую очередь, как эффективное средство интенсификации тренировочного процесса посредством потенцирования нервно-мышечного аппарата.